Эффект «мертвых зон»
В работе покрасочной камеры нет незначительных моментов, которые можно игнорировать. Одним из таких моментов является обустройство системы вентиляции. Воздух в рабочей зоне должен быть чистым, кроме того, потребуется очищать еще и отработанные потоки воздуха. Тут есть особые требования к количеству фильтров, к рабочему давлению и другим параметрам. При неправильной планировке в помещении появляются так называемые мертвые зоны, то есть, места, где воздух не циркулирует. В этом месте задерживаются остатки краски, пыль и другие примеси. Допускать этого нельзя.
Причины появления
Причин появления мест, где воздух начинает застаиваться, достаточно много, но чаще всего они кроются именно в некорректной планировке системы вентиляции в конкретной покрасочной камере. Есть определенные правила, от которых отталкиваться нельзя, иначе о качественной покраске говорить не придется. Базовым правилом является то, что в первую очередь нужно очищать воздух в верхнем уровне, а уже потом в нижнем. Причем, воздух в верхнем уровне составляет две трети от общей массы. Объясняется это правило достаточно просто - вредные примеси от лакокрасочных материалов могут попасть в органы дыхания маляра даже при использовании респиратора.
При разработке схемы размещения вытяжных труб можно использовать разную высоту, если речь идет о потолке, но главное – равномерность. Именно отсутствие этой равномерности приводит к нежелательным мертвым зонам. Но даже если вышеперечисленные правил были соблюдены, и по всему пространству покрасочной камеры равномерно установлены каналы вытяжки, завихрение появится, если произойдет массовый выход из строя этих каналов. Во время проектирования нужно учитывать, что даже при поломке одного канала не должны ломаться другие.
Важно. Все комплектующие системы вентиляции покрасочного цеха должны соответствовать условиям работы, так как им придется работать при наличии условий взрывоопасности и высокой температуры.
Что делать?
При появлении такой зоны нужно пересмотреть подход к созданию системы вентиляции. Есть три основных принципа обустройства таких систем.
- При наличии одномоторной системы мотор закачивает воздух в камеру сверху. Отработанный воздух уходит за счет давления, через напольные каналы. При таком методе довольно часто образуются мертвые зоны, так как воздух не удаляется принудительно.
- Во втором варианте загрязненный воздух из рабочей зоны удаляется за счет дополнительного вентилятора. Из минусов стоит выделить увеличенное энергопотребление.
- При использовании приточно-вытяжной системы можно добиться практически идеальных условий для покраски. На этапе подготовки камеры к работе воздушная масса активно циркулирует в помещении. Далее идет забор воздуха, нагрев до нужной температуры и направление в рабочую зону. Когда покраска будет закончена, то начнется подача нагретого до 60 чистого воздуха.
Приточно-вытяжные системы наиболее эффективны по части равномерно распределенного охвата помещения. Именно при такой системе очень сложно добиться появления упомянутых мертвых зон. Но есть еще один важный вопрос – расчет вентиляции покрасочной камеры. После получения параметров мощности воздухообмена будет понятно, какие характеристики у камеры нужны в конкретном случае.
Базовой характеристикой в вопросе работы системы вентиляции является расход воздуха. Это значение не может быть статичным, так как оно зависит не только от размера помещения, но и от количества предметов. Детали под покраску имеют разную форму и разный размер. Чтобы не появлялись мертвые зоны, следует рассчитывать систему именно под параметры окрашиваемых деталей.
Если камера предназначена для окраски относительно мелких деталей, куда относится и автомобильный бампер, то тогда кратность воздушного обмена должна составлять примерно 6. Для полной окраски транспортного средства показатель увеличивается до 100. Ошибка в меньшую сторону приведет к недостаточной очистке воздуха, ошибка в большую сторону приведет к увеличенной интенсивности работы системы. Вытяжка пола должна иметь вывод каналов по всему периметру рабочей зоны, без исключения.
Наличие хотя бы одной проблемой зоны в покрасочной камере может перечеркнуть весь процесс покраски. Когда на свежеокрашенную деталь попадает частица пыли, то приходится перекрашивать деталь заново. Не нужно забывать и про вредные примеси, которыми будет вынужден дышать маляр, если в камере есть одна или несколько проблемных мертвых зон.